"Многие склонны считать..."

Многие склонны считать, что змей, искусивший Еву, был на самом деле злым духом диаволом, но все это лишь поздние наслоения, довольно успешно выполняющие свою задачу - затмевающие истинный смысл предания. Миф о грехопадении человека возник в глубокой древности. Скорее всего его родиной была Месопотамия. Но так или иначе этот миф возник в атмосфере язычества, причем его языческие корни ярко выраженны, и именно в язычестве следует искать саму суть предания. Змей здесь отнюдь не дух, а материальное существо, наделенное тайными знаниями. Представления древних были тесно связаны с культом природы, и поэтому их боги и полубоги, превосходя человека, оставались материальными существами, да и превосходство-то было физическим, а не духовным. Библейский же змей был не божеством, а полубогом, противостоящим богам, вроде китайского Гуня или древнегреческого Прометея. Бог, фигурирующий в этом предании, не всемогущий и всеведущий Господь христиан, мусульман и поздних иудеев, - он не может предвидеть будущее, о том, что Адам и Ева вкусили запретный плод, узнает лишь по их поведению. А главное - у него есть враги, способные разрушить его планы. Эти его противники - хтонические существа, олицетворяющие древние прасилы хаоса и старшее поколение богов. Прежде всего это змей, животное, которое многие древние народы связывали с первостихиями воды и земли. Здесь следует подчеркнуть, что в первом-втором стихах первой главы Бытия вода признается стихией хаоса. Однако змей, подобно вышеупомянутым Гуню и Прометею, помимо функции богоборца имеет и функцию культурного героя. Собственно, именно из-за того, что змей дарует людям знание, Бог его и проклинает. Весьма заметна и связь змея с обрядом инициации: после того как Адам и Ева под влиянием змея вкушают запретный плод, у них появляется ощущение того, что на них нет одежды, то есть они становятся половозрелыми. Примечательно и то, что змей "искушает" именно Еву, вполне возможно, что в древнейшем варианте мифа змей с ней сочетается (напомним, что образ змея часто связывался с фаллической символикой и с культом плодородия). Кроме того, в этом предании объясняется и отсутствие ног у змей - проклиная змея Бог говорит ему: "...ты будешь ходить на чреве твоем" (Бытие, глава 3, стих 14). Объяснение особенностей змеиного организма лишний раз доказывает тот факт, что змей из Бытия - животное, а не злой дух. Впрочем, это подтверждается уже в первом стихе третьей главы Бытия, посвященной грехопадению человеческому: "...змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог". Значит, змей хоть и мудрое, даже полубожественное, но все же животное.В то же время его роль имеет значение космических масштабов, но для древнего мифа, связанного с тотемизмом и инициацией, это вполне естественно. Весьма вероятно, что миф о грехопадении - самая древняя часть как Бытия, так и всего Ветхого Завета. Когда Бог изгоняет Адама из Эдемского сада, то говорит: "Вот, Адам стал, как один из нас, зная добро и зло, и теперь как бы не простер руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Бытие, глава 3, стих 22).

Во-первых, Бог говорит "как один из нас", что свидетельствует о создании мифа еще в эпоху политеизма.

А во-вторых, Бог опасается того, что человек может сделать себя бессмертным, что никак не укладывается в представление о всесильном монотеистическом Боге. Итак, миф о грехопадении создавался при политеизме - и это неопровержимо. Значит, ни абсолютное добро, ни абсолютное зло в нем участвовать не могли. Истинно монотеистические повествования появятся гораздо позже - в книгах царств, в книгах пророков и так далее.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS